0 просмотров

Путь в эмигранты: история разработки Нивы, ставшей Chevrolet

Путь в эмигранты: история разработки Нивы, ставшей Chevrolet

Совсем недавно мы вспоминали о том, как на ВАЗе пытались модернизировать Ниву первого поколения и как результаты трудов вылились лишь в рестайлинг существующего автомобиля. Однако необходимость создания нового внедорожника никуда не исчезла – а напротив, обострилась. Проект с индексом 2123 стал новой попыткой реализовать все лучшие наработки.

Без каркаса

Н есмотря на то, что работы над проектом 2123 начались еще в первой половине восьмидесятых годов XX века, в определённый момент конструкторам стало понятно, что целесообразнее заниматься созданием новой модели, а не пытаться улучшить обычный ВАЗ-2121.

Поскольку все силы заводчан в то время были брошены на постановку на конвейер ВАЗ-2108, всерьез заниматься перспективной легковушкой повышенной проходимости начали несколько позже. Официальной точкой отсчета можно считать 1986 год, когда техническое задание на модель 2123 было окончательно сформировано и направлено в проектные отделы АВТОВАЗа.

Важной особенностью техзадания на модель 2123 был тип кузова – каркасный. У такой конструкции с навесными пластиковыми панелями на тот момент в Тольятти были как сторонники, так и противники. В мире уже существовали серийные автомобили, выполненные по этой схеме – например, минивэн Renault Espace.

Статья в тему:  Как заменить воздушный фильтр двигателя в Ладе Ларгус? Как поменять воздушный фильтр на Лада Ларгус самому? Как заменить воздушный фильтр ларгусе.

Однако вскоре от идеи «закаркасить» Ниву отказались, ведь это требовало огромных финансовых затрат и полной переналадки производства: в крупносерийных условиях выпуск машины с каркасным кузовом требовал освоения новых технологий и материалов. Силовую структуру необходимо было сделать с применением высоколегированных сталей, а для лицевых панелей требовался дорогостоящий и сложный в производстве пластик. А это значило, что при всех кажущихся преимуществах каркасно-панельной конструкции с применением «вечного» пластика, его серийное воплощение на тот момент было нецелесообразным.

Кроссоверные мысли

Для того, чтобы на практике проверить идею о применении цепного привода в раздаточной коробке, ВАЗ приобрел трансмиссию от внедорожника Mitsubishi Pajero первого поколения.

Как оказалось, для применения подобной конструкции заводу пришлось бы приобретать лицензию, а также устранить все «технологические» вопросы, связанные с кардинальной переделкой трансмиссии. Новые карданные валы, педальный узел, кузовные детали (центральный тоннель и днище), система выпуска и многое другое остановили конструкторов, заставив их остаться верными «родной» схеме, которая к тому времени уже была испытана и проверена как профессионалами, так и сотнями тысяч рядовых автовладельцев.

На заводе были и те, кто считал, что новую Ниву нужно еще больше приблизить к легковому автомобилю, сознательно ухудшив её внедорожные качества. При этом такая «кроссоверная» модель могла быть широко унифицирована с новейшим переднеприводником – ВАЗ-2108. Да-да, отдельные специалисты настаивали на том, что мотор на 2123 нужно расположить не вдоль, а поперек моторного отсека!

С целью изучения вопроса на практике УГК ВАЗа были закуплены два «японца» – Nissan Prairie и Honda Civic Shuttle, которые прошли всесторонние испытания.

Статья в тему:  Автомасла и все, что нужно знать о моторных маслах. Почему попадает бензин в масло мотора автомобиля с инжектором? Может ли топливо попасть в масло

Мнения разделились: одни конструкторы считали, что в новой машине можно пожертвовать проходимостью в пользу других потребительских качеств, другие же полагали, что Нива-2 по внедорожному потенциалу не должна уступать ВАЗ-2121. Неудивительно, что «джиперской» концепции придерживались те дизайнеры, конструкторы и испытатели, кто имел непосредственное отношение к разработке первой Нивы. Они-то как раз встали горой за «родную» схему и не дали превратить компактный тольяттинский внедорожник в кроссовер вроде Toyota RAV4 или Hyundai Tucson. История не предполагает сослагательного наклонения, но у Нивы, похоже, была возможность войти в одну реку дважды и снова опередить время со своей концепцией – на сей раз «паркетной». Не сложилось – вследствие того, что «двадцать первая» в части внедорожных качеств проявила себя очень ярко, отказываться от её главного козыря на заводе не рискнули.

Не забыть о красоте

Окончательно определившись с тем, что новая Нива концептуально будет являться улучшенным продолжателем идей прежнего внедорожника, конструкторы перешли к дизайну кузова.

Вначале были изготовлены два макета. Вариант В. Сёмушкина сильно напоминал осовремененный ВАЗ-2123, который явно был «привязан» к старой платформе.

В то время как на эскизах А. Белякова перспективная Нива предстала совсем иной – пятидверной, более обтекаемой и «пухлой», с узкими передними фарами и аэродинамичным силуэтом.

Многое в линиях и решениях так или иначе перекликалось с будущей «десяткой», над которой в то время также работали на ВАЗе.

Статья в тему:  Где собирают сузуки свифт. Где собирают сузуки свифт Подвеска Сузуки Свифт

Точнее, концепты Белякова и Сёмушкина (поздние) больше походили на универсал с индексом 2111 – пластилиновые макеты 2123 дают четкое понимание о том, кому автомобиль десятого семейства обязан своим самобытным обликом.

Чуть позже Беляков эмигрировал, и от его идей по внешности 2123 по понятным причинам отошли. Но как-то на завод приехала делегация из Японии. Представители Honda ознакомились с наработками и. в конце девяностых мир увидел компактный кроссовер HR-V, удивительно напоминавший эскизы советского дизайнера.

Еще один вариант внешности ВАЗ-2123 принадлежал вазовскому дизайнеру В. Степанову, который чуть позже использовал собственные наработки для нового УАЗа с индексом 3160, также произведенного именно в НТЦ ВАЗа.

Техническую часть будущей Нивы-2 к тому времени обкатывали на ходовых макетах ХМ-01 и ХМ-02.

Несмотря на то, что концептуально автомобиль оставался прежним, конструкторам предстояло качественно улучшить его ходовые качества и повысить уровень комфорта, причем без ухудшения проходимости! С поставленной задачей справились на отлично.

Мощнее, комфортнее, вместительнее

Конструкторы не видели новую Ниву с прежним мотором. В качестве силового агрегата они предлагали использовать мотор будущей «десятки» (16-клапанный 2110), а также 1,8-литровый дизель, который в то время как раз разрабатывали для «сорок первого» Москвича совместно с АЗЛК.

На ВАЗе пытались приспособить на Ниву и покупной дизельный двигатель – например, сверхэкономичный немецкий агрегат ELKO, который сами немцы хотели установить на «сорок первый» Москвич.

Статья в тему:  Кабриолет из ваз 2107. Готовимся к лету: кабриолет из седана своими руками

Наконец, был и «голос разума», предлагавший на первых порах установить под капот «разжатый» на сотню-другую кубиков обычный «жигулевский» двигатель, получивший впоследствии индекс 21213. Ирония судьбы, но новой Ниве было суждено родиться и состариться именно с таким агрегатом – пусть не самым современным и тяговитым, но зато реально существующим в производстве.

Работая над интерьером и эргономикой будущей Нивы, конструкторы столкнулись с тем, что у компактной пятидверки практически нет серийных аналогов, которые можно было бы использовать в качестве «точки отсчета»! Вот и приходилось обмерять что угодно – более крупные импортные джипы, Suzuki Samurai и Vitara, даже собственную «перспективу» – макет автомобиля десятой модели!

Перед конструкторами стояла непростая задача: новая машина должна стать заметно комфортнее обычной старушки-Нивы, обеспечив приемлемую посадку для всех пяти обитателей салона, а не только для водителя и переднего пассажира, как это практиковали ранее с учетом целевого назначения автомобиля повышенной проходимости. Компоновщики и эргономисты здорово поработали над компоновкой, пытаясь выжать из проекта максимум для водителя и четырех пассажиров. Посадочный макет со временем превратился в демонстрационный проект интерьера, который наглядно показывал, каким будет салон новой машины.

Долгий путь к выпуску

К 1989 году на техсовете НТЦ ВАЗа концепцию модели 2123 рассмотрели и окончательно утвердили. Таким образом, итогом пятилетних поисков и экспериментов стала пятидверная машина с продольно расположенным двигателем и постоянным полным приводом по обычной для Нивы схеме – через межосевой дифференциал с возможностью блокировки.

Статья в тему:  Где находится заливная пробка в пежо 308.

Увы, распад СССР в 1991 году сильно повлиял на историю модели 2123, работы над которой временно негласно были признаны второстепенными. Как и в случае с «восьмеркой», все силы на заводе концентрировались на запуске новой легковушки – на сей раз модели 2110.

Ода нивоводам

В наши края пришла зима. Снег, выпавший за два дня, не расстаял, озёра покрылись пока ещё тонкой корочкой льда. Воздух такой свежий стал.
Пара обильных снегопадов, и всё-в любимый лес на нашей пузотерке не сунешься. А если и сунешься, то не выедешь без посторонней помощи. А помочь кто в такой ситуации может? Конечно нивовод. Про него и расскажу.

Правда дело было летом, а не зимой. Выехали мы семьёй к реке. Уровень воды после половодья только спал, песок был коварен. Вроде ехали по проторенной дороге, но что-то пошло не так, и машину юзом затянуло в рыхлый песчаник. Правая сторона конкретно села. Что только муж не делал: копал, подкладывал ветки и камни, толкал и прочее и прочее, эффекта ноль. Недалеко находящийся рыбак честно пытался вытянуть на тросу на своём Логане, но силенок у авто не хватило. Больше часа я развлекала детей, пока любимый воевал за свободу нашей семейной ласточки. Но терпению моему пришёл конец, было понятно, сами не справимся -нужна помощь.
-Тут только Нива поможет, выдохнул муж.

Статья в тему:  Джили в россии. Завод «Белджи» в Белоруссии: как собирают китайские автомобили Geely Где собирают джили эмгранд ес7

Ага! Вот решение-Нива! Задача ясна! И я приняв это за побуждение к действию, сразу помчалась на поиски заветного спасения. Только обернувшись, уточнила:
-Обычная Нива нужна или Шива?
И вот шагаю я вдоль реки, разглядываю автомобили, благо отдыхающих в выходной день достаточно, только находятся они размазанно по берегу. Так, тут Дастер. Нет, не он нам нужен. Вон семья на Паджерике, опять не то. Сказано же наш родной ВАЗ.
Минут через 15 увидела наконец-то вожделенную машину, бросилась к отдыхающему с удочкой мужчине, рассказала ему про наше горе горькое. К счастье, нивовод не отказал, сразу же сел в машину и стартанул вызволять нашу бедняжечку. Подъехав, одно только сказал, знаете, так по доброму, по отечески:
-Ну куда вы, бл@ть, на пузотерке то. Эх!
Трос, цепанули, два рывка и ура. Вытащили репку. Муж, уставший, с мозолями на руках от лопаты, весь в песке, это надо было видеть, как он благодарил мужчину, деньги предлагал за работу. Тот не взял, отказался, сказал детям что-нибудь купите.

И каждой зимой я наблюдаю, как чаще всего, именно водители Нив приходят на помощь другим автомобилистам. Вот сел кто-то в сугроб, другие проедут, а он, простой мужик на простой рабочей машине, остановится и вытянет. Слава нивоводам, слава!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector