0 просмотров

Сравнение автомобилей СССР и Вермахта

В отличие от сегодняшнего армейского автопарка, где львиную долю составляют полноприводные автомобили, 75 лет назад дела обстояли иначе, и моноприводных машин на службе было предостаточно. Седан ГАЗ М-1, который до войны активно использовался в такси, в качестве служебного, а иногда и личного транспорта, на период 1941-1945 годов получил новую профессию и стал развозной машиной для старшего и высшего командного состава РККА. В Третьем рейхе похожая судьба была у популярного Mercedes-Benz 170V, гражданская версия которого в конце 30-х разошлась по миру тиражом более 70 тыс. экземпляров. По заказу военных компания разработала несколько вариаций на тему упрощенной армейской модификации с кузовом кабриолет (с общим внутризаводским индексом W136K). Это были: легковое авто для тыла, полицейская машина, связной автомобиль и самый популярный – разведывательно-штабной вариант.

Обе легковушки выполнены по традиционной рамной схеме. У «эмки» она лонжеронная, а на «Мерсе» – Х-образная, более легкая, но хуже противостоящая скручиванию, что в условиях военной эксплуатации было существенным минусом. К главному преимуществу кузова отечественного авто смело можно отнести жесткий верх, в то время как пассажирам иномарки же приходилось довольствоваться тентом, а на некоторых версиях даже двери отсутствовали (их заменяли шторки из брезента). Оформление салона ничем существенно не отличалось, обе машины могли брать на борт четырех пассажиров (не считая водителя). Да и о комфорте на войне думали мало, главной задачей было обеспечить простоту конструкции и массовость.

Статья в тему:  Второе воплощение Skoda Octavia Scout. Skoda octavia

С массовостью у обоих конкурентов все было в порядке, но к эксплуатационным характеристикам у военных были претензии. Так, немецкая армейская «госприемка» к недостаткам 170V относила малый дорожный просвет (200 мм); у «Молотовца» клиренс был больше, и при равной колесной базе (2 845 мм) эти 10 миллиметров были существенной прибавкой.

Под капотом М-1 скрывался 3,3-литровый бензиновый мотор мощностью 50 л. с. Вместе с ним работала трехступенчатая механическая трансмиссия, вторая и третья ступени которой были синхронизированы. «Немец» оснащался бензиновым двигателем с почти в два раза меньшим объемом (1,7 литра), но он не так уж и проигрывал по мощности (38-40 л. с.). Да и четырехступенчатая механическая КПП с синхронизаторами на всех передачах позволяла лучше использовать потенциал двигателя.

Подвеска ГАЗа была простой, выносливой и вполне комфортабельной – по две мощных продольных полуэллиптических рессоры на каждую ось и по одному гидравлическому амортизатору. Мерседес-«оккупант» был не столь приспособлен к условиям войны: спереди имел две старомодные поперечные рессоры (нижняя на колдобинах часто ломалась), а сзади – цилиндрические пружины с качающимися полуосями.

ГАЗ 61-417 – Tempo G1200

Автомобили-полноприводники из этой пары – наиболее близкие аналоги в армейских автопарках противоборствующих сторон. Интересно наблюдать, что при схожести возложенных задач каждый построен по собственной концепции, отражающей условия, в которых был создан. Советский – спроектирован и выпускался исключительно в самые трудные для страны военные годы, а немецкий был запущен в серию заранее, еще до начала Второй мировой.

Статья в тему:  Эмулятор работы 2 го лямбда зонда аис. Различные схемы обмана лямбда-зонда

Первый образец утилитарного пикапа ГАЗ 61-417 на базе шестицилиндровой полноприводной «Эмки» был собран вскоре после начала войны, 25 июня 1941 года, и в тот же день отправлен на полигон. Короткие и интенсивные испытания показали, что машина отлично справляется с бездорожьем, уверенно таскает за собой легкую артиллерию (45- и 57-мм пушки). После окончания опытных заездов было решено начать производство пикапа, которое продолжалось только до начала 42-го из-за дефицита моторов и стального проката.

Обе машины имели открытый кузов, без дизайнерских изысков, ГАЗик в целях экономии даже лишили боковых дверей. Отдельного слова заслуживают «запаски». На ГАЗ 61-417 они статично, по легковой моде тех лет, крепились на крыле. На «Темпо» оба запасных колеса были частью внедорожного арсенала, поскольку могли вращаться на своей оси и служить опорой там, где машине не хватало клиренса.

Советский пикап был построен на прочной лонжеронной раме, подвеска была зависимая, на рессорах. «Темпо» имел более продвинутую конструкцию, позволявшую увеличить проходимость машины – хребтовую раму и независимую пружинную подвеску с очень большим ходом. Эти конструкторские ухищрения, несмотря на небольшую мощность силового агрегата, во время испытаний «Темпо» в СССР показали, что он почти не уступал по тяговитости и проходимости более мощным отечественным внедорожникам.

ГАЗ-64 – Stoewer R200

В 30-е годы прошлого века крупнейшие армии мира испытывали дефицит в многоцелевом компактном полноприводном автомобиле с высокой проходимостью. И одновременно несколько производителей принялись за разработку внедорожника. Перед нами яркие представители двух европейских школ.

Статья в тему:  Слабые места и недостатки форд куга с пробегом. Ford Kuga – непорочное поведение Надежность ходовой Форд Куга

И наш ГАЗик, и немецкая «двухсотка» имели упрощенный открытый кузов, причем на отечественном внедорожнике отсутствовали полноценные двери и боковые окна – даже при поднятом тенте.

ГАЗ-64 оснащался 3,3-литровым четырехцилиндровым бензиновым двигателем мощностью 50 л. с., знакомым в войсках по «полуторкам» и «эмкам», а также четырехступенчатой коробкой передач. Раздаточную коробку позаимствовали у ГАЗ-61. Кроме подключаемого полного привода, в трансмиссии ГАЗика была также пониженная ступень. Зависимая подвеска была надежной и неприхотливой, на продольных рессорах. Для противодействия продольной раскачке к ним также добавили по одному амортизатору одностороннего действия на каждое колесо.

Stoewer R200, как и оба его родственника, располагал 2,0-литровым бензиновым мотором мощностью 50 л. с. и четырехдиапазонной трансмиссией. Полный привод был постоянным. Ходовая часть машины оказалась переусложненной. Независимая подвеска всех колес состояла из рычагов, пружин и гидравлических амортизаторов. Особая система рулевого управления делала поворотной либо переднюю, либо обе оси. Радиус разворота такая схема уменьшала, но из-за сложного устройства на машинах поздних серий от такой конструкции отказались.

1. Krupp L2H43

Легкий грузовик, используемый немецкими войсками во время Второй мировой войны. Автомобиль с воздушным охлаждением 4-цилиндрового двигателя со скоростью 70 км/ч в основном служил для перевозки и буксировки противотанковых пушек Pak35 / 36 37 мм.

В годы Второй мировой войны грузовик Krupp L2H143 был очень популярен в войсках Вермахта из-за его хороших характеристик вождения и стал стандартной грузовой машиной для немецких пехотных дивизий, развернутых во Франции, Польше, на Балканах и на российских полях сражений.

Статья в тему:  Разделы тсп. MCC код - что такое, зачем нужен, как узнать категорию ТСП и причем здесь кэшбэк Оформление чеков по операциям с картой

«Хорошо, но мало»

Мнение о роли бронетранспортёров и бронеавтомобилей на советско-германском фронте обычно прочно формируется ещё в юности при просмотре советских фильмов. Отечественные кинематографисты могли рассчитывать лишь на один образец псевдонемецкой техники, по экранам кинотеатров обычно катались чешские «Татры» OT-810, изображавшие знаменитые «Ханомаги» Sd.Kfz. 251. Многочисленные советские броневики начала войны большей частью погибли на западных границах, и основу парка лёгкой бронетехники РККА составили БА-64 и бронетранспортёры, полученные по ленд-лизу, а также трофейные немецкие бронеавтомобили. Действия советских подвижных отрядов осталась не освещёнными кинематографистами, хотя именно эти небольшие группы на «Виллисах», «Доджах», «Скаутах», трофейных «Ханомагах», изредка усиленные лёгкими танками или самоходками, в буквальном смысле «первыми врывались в города». Они громили тылы противника и перерезали магистрали на путях его отхода, чем вносили весомый вклад в успех советских наступательных операций второй половины войны. Как советские офицеры и солдаты оценивали свои бронетранспортёры и бронеавтомобили?

Отсутствие как главный недостаток

Хотя массовое производство бронетранспортёров в СССР в ходе войны развернуть не смогли, Красная армия широко применяла ленд-лизовскую и трофейную технику. Как и в случае с другими видами вооружений, накопленный боевой опыт регулярно собирался и обобщался. Сразу же после Победы в войска поступил отдельный опросник, призванный суммировать данные об использовании данного вида техники за всю войну:

«Для разработки вопросов, связанных с дальнейшим развитием бронеавтомобилей и бронетранспортёров в Красной Армии, командующий БТиМВ КА маршал бронетанковых войск тов. Федоренко приказал предоставить данные, обобщающие опыт отечественной войны в области применения этих машин. Желательно наиболее подробно осветить следующие вопросы:

1. Тактическое использование бронеавтомобилей и бронетранспортёров в частях Красной Армии (привести наиболее типичные примеры боевых операций).

Статья в тему:  Кия рио 3 поколения. Плохие отзывы владельцев о Kia Rio III

2. Как использовались бронеавтомобили и бронетранспортёры в армии противника. Дать оценку машин противника, указав лучшие марки.

3. Общие положения по тактическому использованию бронеавтомобилей и бронетранспортёров на основании опыта Отечественной войны.

4. Конструктивные недостатки советских и союзных бронеавтомобилей и бронетранспортёров.

5. Общие положения по конструкции новых бронеавтомобилей и бронетранспортёров (вес, бронирование, вооружение, проходимость, скорость и прочее).

Указанные материалы прошу передать в Управление бронепоездов и бронемашин ГБТУ КА не позднее 20 июля 1945 года».

Не сложно представить, что основной вывод, который поступил из частей, звучал примерно как «дайте ещё и больше!» В большинстве случаев отчёты касались двух машин — советского бронеавтомобиля БА-64 и американского бронетранспортёра M3A1, реже встречались упоминания более дефицитных M17:

«Бронемашины и бронетранспортёры применялись преимущественно при ведении разведки в наступательных боях, при преследовании противника (в оперативной глубине), для разведки боем, для связи с разведорганами.

Бронетранспортёры, имея большую скорость и достаточную проходимость по просёлочным дорогам, позволяли хорошо маневрировать на поле боя, их броня хорошо защищает от мелких осколков снарядов и ружейно-пулемётного огня. Все эти качества, плюс большая насыщенность пулемётным и автоматным огнём давала возможность вплотную соприкасаться с противником, захватывать пленных, а также преследовать противника при отступлении».

При этом отмечалось желание иметь больше бронетранспортёров и для других целей:

«Опыт войны показал, что необходимо также посадить на бронетранспортёры сапёрные части танковых войск. Необходимо также часть радиостанций штабов армий, корпусов и бригад монтировать на бронетранспортёрах, специально для этого предназначенных. Такое положение сделает радиосвязь более устойчивой, а значит и управление, уменьшит потери личного состава частей связи и повысит их манёвренность в зоне обстрела».

Можно предположить, что подобные идеи появились не на пустом месте — в другом рапорте отмечалось, что «в каждом мотобатальоне противника имелся радийный бронетранспортёр, обеспечивающий надёжную связь». Количество произведённых немцами бронетранспортёров, хотя и со скрипом, позволяло использовать эти машины в качестве «танкового шлейфа»:

«Противник бронетранспортёры использовал для подброски пехоты во время боя непосредственно на передний край. Во время танковой атаки непосредственно на бронетранспортёрах метрах в 200 двигался десант, одновременно поддерживал огнём танки и давал целеуказание. Наилучший бронетранспортёр противника 250-251: хорошая проходимость, наблюдение, вооружение, защитная броня от пуль и осколков».

Интересную оценку технике противника дали в 45-м гвардейском танковом полку. Танкисты отмечали, что трофейных машин на вооружении не имели, но оценивали их не слишком высоко:

«Все бои с участием бронетранспортёров со стороны противника оттенили плохие боевые качества их и в большинстве случаев заканчивались полным уничтожением большого количества участвующей в бою техники противника».

Впрочем, обычно и другие части не особо озадачивались точными определениями для вражеской техники, сваливая в одну кучу бронетранспортёры, тяжёлые артиллерийские тягачи на полугусеничном ходу, зенитные системы и даже «гусеничные мотоциклы». Также иногда встречались упоминания о заслуживающих внимания немецких многоосных броневиках. В целом же уважение и зависть вызывали не какие-то особые качества немецкой техники данных классов, а само её наличие, количество и разнообразие.

Статья в тему:  Поговорим о lada largus cross что изменилось. Lada Largus: что дает приставка Cross? Что выбирает «спец по технической части»

С бронёй как без брони

Когда речь заходила об отдельных машинах с советской стороны, первым обычно упоминался отечественный броневик БА-64. Увы, он же имел и самый длинный список нареканий и недостатков. Для шасси лёгкого внедорожника бронекорпус оказался откровенно тяжёлым — при том, что и в качестве бронезащиты также имелись обоснованные сомнения. Можно предположить, что «чистый» ГАЗ-64 был бы не меньше востребован; подобное мнение высказывалось в рапортах — правда, про американский внедорожник:

««Виллис» при всяких условиях несравнимо лучше обеспечивает связь в любых инстанциях и при любых условиях боя. Офицер, вооружённый автоматом, имеющий запасные диски на машине и достаточное количество гранат, во всех случаях возьмёт «Виллис», а не БА-64».

«Опыт эксплуатации бронеавтомобилей БА-64 в период Отечественной войны показал, что тактико-технические возможности не позволяют применять их для ведения боя. Бронеавтомобили применялись в основном для следующих целей:

1) для связи между штабами всех степеней;

2) для охраны штабов и сопровождения их при перемещении;

3) для разведки противника и рекогносцировки местности в радиусе 15–20 километров, при действиях в оперативной глубине противника.

Основные недостатки конструкции следующие:

1) плохая проходимость;

2) недостаточная скорость;

3) неустойчивость автомобиля на поворотах и косогорах, так как центр тяжести автомобиля расположен высоко;

4) несоответствие веса машины мощности двигателя и прочности деталей трансмиссии, ходовой части и механизма управления;

Статья в тему:  Какие документы нужны для снятия учета машины. Документы для снятия машины с учета, порядок, процедура, возможные варианты

5) условия работы экипажа бронеавтомобиля неудовлетворительные (теснота, неудобство пользования рычагами, педалями и вооружением).

Характерные технические дефекты следующие:

1) поломки шестерён главной передачи заднего и переднего мостов;

2) усиленный износ деталей переднего моста и механизма поворота — шкворней и поворотной цапфы;

3) поломки кожухов раздаточных коробок и шестерён раздаточных коробок;

4) усиленный износ карданов — карданной передачи;

5) усиленный износ тормозной системы.

Частое повторение перечисленных дефектов указывает на то, что конструкция бронеавтомобиля должна быть коренным образом изменена. Конструктивные недостатки бронеавтомобиля БА-64:

а) узкая колея, часто переворачивается на ходу;

б) слабая броня, пробиваемая осколками мин и бронебойными пулями из винтовки;

в) частая поломка поворотных кулаков;

г) жёсткое сочленение рессор, вследствие чего частые поломки их и стремянок;

д) недостаточная насыщенность огнём;

ж) недостаточная мощность мотора;

з) тормоза не рассчитаны на нагрузку».

Чуть лучшее впечатление смог оставить о себе броневик, обозначенный в отчёте как БА-10-67 — скорее всего, имелся в виду БА-64Б, то есть модернизированный вариант бронеавтомобиля на шасси ГАЗ-67. Однако, судя по малому числу отзывов, далеко не все части по окончании войны имели возможность составить мнение об этой машине: «Создание нового бронеавтомобиля БА-10-67 улучшило проходимость его и исключило возможность перевёртываться». Тем не менее, недостатки нашлись и у БА-64Б:

«От погнутости дисков колёс происходит болтание последних во время хода. От сработки конусов в поворотных кулачках быстро появляется болтание передних колёс. Башня и тумба для пулемёта придают большой вес. Башня сильно увеличивает габарит и делает [бронеавтомобиль] более заметным».

Следом, рядом и впереди танков

Основная масса отзывов о бронетранспортёрах с советской стороны относилась к американскому M3A1. Обычно, когда речь заходит о роли ленд-лиза в танковых войсках, вспоминают «Шерманы», неутомимые «Студебекеры» и другие тяжёлые американские грузовики, наконец, полюбившиеся красноармейцам «Виллисы» и «Доджи», однако и роль присланных из-за океана бронетранспортёров сложно переоценить.

Статья в тему:  Сравнение летних шин R17, тест. Лучшие летние шины Лучшие летние шины для внедорожников

Именно M3A1 стали для разведывательных и передовых отрядов танковых частей отличным средством усиления. Их проходимости вполне хватало для совместных действий с ушедшими в прорыв танками, а огневой мощи самих бронетранспортёров и их десанта — для успешного ведения боя в ближнем тылу врага, истребления отступающих колонн и уничтожения заслонов без серьёзной противотанковой обороны: «Бронезащита, скорость и вооружение бронетранспортёра M3A1 вполне удовлетворительные, в боях [он] показал себя лучшей разведывательной машиной, отвечающей всем требованиям».

Разумеется, без недостатков у M3A1 тоже не обошлось:

«В процессе эксплуатации бронетранспортёра выявлены следующие конструктивные недостатки:

1) недостаточная проходимость;

2) поломки шестерён главной передачи переднего и заднего мостов;

3) поломки шестерён дифференциала, шестерён полуосей и сателлитов;

4) поломки рессорных листов переднего и заднего мостов.

По своей конструкции и вооружению бронетранспортёр M3A1 соответствует своему назначению за исключением указанных дефектов».

«Конструктивные недостатки бронетранспортёра M3A1:

а) недостаточная прочность заднего моста, слабые ведущие и ведомые шестерни дифференциала;

б) непрочное крепление демультипликаторной коробки;

в) малая проходимость по мягкому грунту;

г) недостаточная высота брони задней части, вследствие чего экипаж легко уязвим с тыловой части».

Стоит отметить, что ленд-лизовские бронетранспортёры эксплуатировались в СССР нещадно, при этом далеко не всегда в соответствии с положенным регламентом техобслуживания. Тем не менее, даже в таких условиях они сумели показать себя с лучшей стороны.

Статья в тему:  Разделы тсп. MCC код - что такое, зачем нужен, как узнать категорию ТСП и причем здесь кэшбэк Оформление чеков по операциям с картой

Прочие — хорошие и плохие

Но самые восторженные отзывы заслужили у танкистов зенитные варианты бронетранспортёра — M15 и M17. Войсковая ПВО всю войну оставалось большой проблемой Красной армии — даже в 1944–1945 гг. не редки были случаи, когда наступающие танкисты выскакивали из-под «зонтика» прикрывающих истребителей, и тут же выяснялось, что формально утратившая господство в воздухе немецкая авиация вполне способна наносить болезненные удары:

«Полугусеничный бронетранспортёр M17 по конструкции и вооружению полностью соответствует своему назначению. Обращает на себя внимание несколько повышенный износ гусеничных цепей и частый разрыв их. При проектировании [отечественного] бронетранспортёра такого типа следует положить в основу конструкции полугусеничный бронетранспортёр M17, который соответствует основным тактическим требованиям по своей конструкции».

Впрочем, M17 не только полюбились советским танкистам за помощь в решении проблемы войсковой ПВО, но и пригодились для разведки и даже непосредственной поддержки танков, особенно в городских боях на заключительном этапе войны: «Наиболее типичным примером использования бронетранспортёров M17 в боях с наземным противником являются уличные бои за город Берлин».

Наконец, ещё одним довольно редким гостем в войсках оказался британский бронетранспортёр Universal Carrier, в советских документах обозначаемый как «Универсаль-1»:

«При резких поворотах легко спадает гусеница. Быстро изнашивается ходовая часть и ведущие звёздочки по отношению их к мотору, исключая гусеницы. В зимнее время по скользкой дороге или по гололедице очень неустойчив на ходу. Имеет пониженную проходимость из-за низкого клиренса. Вооружение не соответствует современному бою. В период проведённых боев себя не оправдал и не выгоден для применения в частях Красной Армии».

Подводя итог, можно отметить: в ходе Великой Отечественной войны — особенно её второй половины — в СССР сумели накопить серьёзный опыт применения бронеавтомобилей и бронетранспортёров, однако в силу недостаточной насыщенности ими частей в дальнейшем не остался невостребованным и опыт противника.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector